|
Регулярное автобусное движение открылось в Минске 23 октября 1924 года. Свои автобусы в СССР еще не производились (даже первые грузовики АМО-Ф-15 представили публике только 7 ноября того года), поэтому парк машин в белорусской столице был достаточно разношерстным: MAN, Leyland, Renault. За первый месяц работы автобусы перевезли 72 650 пассажиров при числе населения около 130 тысяч человек – получается, каждый второй хоть раз да проехал на автобусе. Интересно, что помимо регулярных маршрутов были созданы и так называемые культурно-бытовые линии: например, к театру "Красный зал" или к бане на улице Октябрьской.
В следующем году поступили автобусы Ford, Fiat, чуть позже появились Steyr и первые русские автобусы на базе АМО-Ф-15. Поначалу на автобусных линиях действовал "остановочный тариф": 10 копеек за одну станцию (около полутора километров), позже перешли на зонный тариф: один участок – 10 копеек, два участка – 12 копеек, весь маршрут (от вокзала до Комаровки) – 24 копейки. Вскоре в Минске действовало 6 маршрутов: Вокзал – Комаровка, Серебрянка - Переспа и четыре линии от Площади Свободы: в Дрозды, Кальварию, Козырево, Ляховку.
Но конка была все еще популярнее автобуса. Если в 1926-1927 годах автобусы перевезли 774 тысячи пассажиров, то конка – на миллион человек больше. А в 1929 году в Минске был пущен электрический трамвай, и популярность автобуса снизилась еще больше: проезд на трамвае на любое расстояние стоил 10 копеек. Автобусные линии закрывались, и более десяти лет в белорусской столице действовал один-единственный маршрут: Площадь Свободы - Козырево. А перед самой войной, в 1940-м году в Минск пришли настоящие советские автобусы ЗИС-8 (его копию мы все видели в фильме "Место встречи изменить нельзя") на 29 мест, из которых 22 – сидячие, и ЗИС-16 (34 места, из них 26 сидячие). В марте добавился новый маршрут: Товарная станция – Парк культуры и отдыха.
Во время войны почти все минские автобусы были уничтожены, для организации движения в освобожденной столице пришлось использовать трофейные машины. В 46-м их было 17 штук, еще через год автобусное хозяйство насчитывало 35 машин, а в 48-м с завода имени Сталина пришли четыре новеньких автобуса ЗИС-154. В городе организовано 8 маршрутов.
ЗИС-154 был передовой и очень комфортабельной машиной, по своим параметрам он превосходил как предыдущие, так и последующие ЗИСы. Он вмещал 60 пассажиров (из них 34 - сидя). Первый минский автобус вагонной компоновки с оригинальной конструкцией салона (передняя дверь находилась в свесе, перед колесами) полюбился пассажирам, но дизельный двигатель был капризным, да и обслуживание машины было непростым, поэтому эксплуатирующие автобус транспортные организации Советского Союза не очень его жаловали.
В 1956 году в Минск приходят новые машины: ЗИЛ-158 и междугородние ЗИЛ-127. А еще два года спустя отменили зонный принцип оплаты проезда: с января 58-го проезд в автобусе и троллейбусе стал стоить одинаково и не зависел от длительности поездки. Тогда же, как мы знаем, в Минске работало два троллейбусных маршрута http://news.tut.by/society/308862.html. Автобус ЗИЛ-158 был во многом похож на своего предшественника – ЗИС-155. Шумные, ненадежные и маломощные машины выпускались тем не менее почти 14 лет (из них только первые два года – на заводе ЗИЛ, а затем – на подмосковном заводе ЛиАЗ), и в Минске они работали до 1977 года. Номинальная пассажировместимость у них была 60 человек, из которых 32 могли ехать сидя. По сравнению с ЗИСом-154, который появился на 10 лет раньше, никакого прогресса ни по вместимости, ни по мощности, ни по скорости. Правда, потреблял существенно меньше топлива.
И все же в конце пятидесятых и начале шестидесятых автобусы во многом рассматривались как вспомогательные машины на автобусных и троллейбусных маршрутах: электротранспорт мог быстро набирать скорость и, соответственно, за единицу времени перевозить больше людей. Кроме того, трамвай МТВ-82 имел 40 сидячих и 80 стоячих мест, сцепка трамваев КТМ-2/КТП-2 номинально вмещала 235 человек, даже троллейбус МТБ-82 имел 38 сидений (больше, чем любой городской автобус) и мог перевозить 65 человек. А автобусы еще и часто страдали от нехватки запчастей, потому что наряду с новыми машинами в Минске продолжали эксплуатироваться и довольно старые, потрепанные жизнью. Но во многие места ни трамваи, ни троллейбусы добраться не могли, так что автобусная сеть с каждым годом развивалась. В 1967-м наибольший маршрутный номер был 44-й. Этому способствовала и огромная популярность новых советских автобусов – ЛАЗ.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
автор: Папченков Сергей, 2008г.
Сегодня 22.12.2024 | Комментарий |
Вернуться назад |
|
Jeen (17.06.2007 13:13:53)
1 |
При заимствовании материалов сайта для инет-проектов активная ссылка на сайт http://minskfoto.na.by обязательна